История керамической плитки

05 Дек, 2018

Сегодня, покупая керамическую плитку в ванную комнату или керамогранит на пол в коридор, мы даже не задумываемся о том, что много веков назад этот облицовочный материал был доступен только высшим сословиям общества.

Зарождение керамической плитки

Керамическая плитка имеет интересную историю, которая насчитывает уже несколько тысячелетий.

Самые первые  фрагменты керамической плитки были обнаружены в Междуречьях рек Евфрата и Тигра. Плитка напоминала мозаику и применялась для отделочных работ во дворцах знатных особ и в священных храмах во времена III-II тыс. до н.э.

Толщина древних фрагментов керамической плитки практически сравнима с толщиной небольшого кирпича. На лицевой стороне располагался орнамент в виде узоров круглой, полукруглой и треугольной формы.

Нельзя не сказать, что керамика также играла большую роль и в развитии письменности. Первые образцы клинописи, нанесённой на поверхность керамических плиток, были обнаружены на территории Междуречья. Позже стало понятно, что керамика и плитка, из неё изготовленная, намного удобней в обработке. Поэтому наскальная живопись и прочая письменность стала постепенно вытесняться клинописью на поверхности керамических плит.

В одной из египетских гробниц при раскопках была найдена кладка из фаянса, которая больше напоминает современную плитку. Фаянс намного тоньше кирпича, он прост в использовании и на нем нет цельного рисунка – лишь цвет.

 Местом рождения современной керамической плитки принято считать Сузы (древний город в Иране, один из самых древних городов мира, центр религии древнего Ирана). Именно там была найдена тонкая плиточка толщиной всего 1 см и размером 15*15 см.


Из-за того, что технология производства керамической плитки не была доведена до автоматизма и считалась тайной, в разных странах древнего мира появляются очень разные варианты изготовления плитки. Древнейшим аналогом керамической плитки, ка мы писали выше, по праву считается глазурованный кирпич. Но практически одновременно с ним развивается такой вид облицовочного покрытия как терракотовая плитка.

 «Терракота» в переводе – «обожжённая земля». Такая плитка не отличалась большим разнообразием цвета, на нее не наносилась глазурь. В основном она служила для облицовки зданий, придания фасадам более интересной формы. Использование терракотовой плитки было обусловлено тем, что качественно обработанного камня в те времена не было, поэтому наружная отделка зданий завершалась с её помощью.

Одновременно с развитием терракоты происходит распространение мозаики.

 В Древнем Китае есть легенда о появлении мозаики. Она гласит, что когда-то, в одной из мастерских творил гончар. Он достал из печи вазу небывалой красоты и, засмотревшись на нее, разбил. Законы предполагали строгое наказание для ученика за уничтоженную работу. Гончар собрал все осколки, захватил немного глазури и ушел в лес. Выпилив из дерева основу, он выложил на ней мозаику из осколков вазы. Учитель и не подумал наказывать неловкого ученика, увидев шедевр. Именно так и была создана первая керамическая мозаика, которая позже нашла распространение в Древнем Китае и во всём мире.

Весь период существования древнеиранских государств керамическая плитка была очень популярна на территории Востока. Технологии ее производства постоянно совершенствовались и держались в строжайшей тайне. Плиткой были украшены могилы правителей, купола мечетей.

К VIII веку н.э производство плитки в этих странах уже было на достаточно высоком уровне, а произведенные материалы служили для облицовки дворцов и сооружений религиозного характера. Образцы керамической плитки были покрыты глазурью, толщина которой была около 1 см. Традиционным рисунком являлись мотивы природы: цветы, растения, животные, птицы и люди. Иногда встречались изображения геометрических фигур и узоров в восточном стиле.



Облицовка мечети Купол Скалы, например, построенной в этот период, проводилась при помощи керамической мозаики. До наших дней дошли многочисленные панно из керамической плитки, которые и сейчас поражают своей красотой.

В Европу, а точнее в Испанию, керамическую плитку завозили мавры, и мастера начинали работать с уже готовым материалом. И только во времена освобождения испанцев от иноземцев им удалось разузнать секрет изготовления арабской плитки. Монахи из католического ордена записали эту секретную информацию на латыни – и так католическая церковь стала владельцем монополии на изготовление керамической плитки до конца XIX века.
Мастерам удалось сохранить лучшие из древних традиций и технологий производства изделий из керамики и внести свои неповторимый испанский колорит.

Из Испании керамическая плитка попадает в знойную Италию примерно в IX веке н.э. В это время из Испании в страну привозят первые образцы майолики (керамическая плитка с расписной глазурью), которая подходит лишь для облицовки фонтанов. Благодаря нанесенной глазури плитка была стойкой и водонепроницаемой, однако ее внешний вид оставлял желать лучшего.

Итальянский мастер Лука де ла Робиа, который жил и работал во Флоренции в X веке н.э., догадался добавлять искусственные красители в состав глазури плитки, тем самым глазурованная майолика производства его мастерской приобрела еще и декоративную функцию.

Основным потребителем керамической плитки в Италии являлась католическая церковь. Стоил этот отделочный материал достаточно дорого, поэтому кроме церкви позволить купить ее могли только представители знати.

Ситуация стала кардинально меняться, когда в XV веке мастера из пяти крупнейших итальянских городов-производителей плитки решают удешевить  ее производство и начинают выпускать плитку по новой технологии более низкого качества. Плитка была невзрачной на вид и годилась только для облицовки уборных. Но вскоре появляется плитка, изготовленная в лучших традициях первого известного итальянского мастера плиточника Луки де ла Робиа. Плиточное покрытие вновь радует глаз, но на сей раз уже не только представителей церкви. Керамическая плитка популяризируется среди народа Италии, а дальше уже расходится по всему миру, имея многочисленных поклонников.

На Русь керамическая плитка, как письменность, живопись и многое другое, пришла вместе с христианством. До этого в строительстве использовали только древесину, а из глины делали посуду и другие бытовые предметы.

Первую русскую плитку произвели по греческой технологии, которой украшали храмы и дворцы. К XV веку мастерам наконец-то удается произвести плитку, устойчивую к суровым русским холодам – так появляются изразцы. Плитка получает широкое распространение и используется для украшения домов богатых горожан.

В XX веке плитка становится доступна всем. Выбор цветов и размеров был минимальным, но, несмотря на это, благодаря  удобству в эксплуатации, керамическая плитка становится популярным облицовочным материалом и остается таковым и на сегодняшний день.

За долгую историю своего существования керамические покрытия доказали свою надёжность. Многолетний опыт использования керамической плитки на фасадах зданий древних храмов и прочих многочисленных сохранившихся до наших дней памятников архитектуры свидетельствует о небывалой прочности этого материала. Лучшие образцы древней керамической плитки и её аналогов не потеряли своего внешнего вида за весь продолжительный период своего существования, и дошли до нас в хорошем состоянии.

В компании «Керамин», как и в древних государствах, тоже все начиналось с кирпича, когда в 1950 году Минским кирпичным заводом была выпущена первая партия. И вот уже около 50 лет компания «Керамин» выпускает не только кирпич, но и керамическую плитку с высокими показателями долговечности и износостойкости, которая соответствует требованиям современного европейского потребителя.

Некоторые популярные коллекции производства «Керамин» позволяют погрузиться в атмосферу античности, а фризы и декоративные элементы повторяют орнаменты древней плитки.

«Керамин» - лучший выбор для тех, кто хочет объединить стиль и качество в оригинальном дизайне интерьера.

 

Вернуться к списку новостей